Главная

История гипноза

Из известных нам исследователей к проблеме воздействия внушением с научной точки зрения первым попытался подойти Филипп фон Гогенгейм известный нам как Парацельс. Он создал теорию магнитных влияний. По этой теории созвездия между собой, а также земные существа между собой и особенно солнцем и луной связаны магнетическими силами. И магнетизм имеет два рода – здоровый и больной, от их баланса зависит здоровье человека.


Венский врач Франс Антон Месмер, основываясь на учении Парацельса, изучал влияние магнетизма на человека. Он разработал пышный ритуал лечения и считался модным врачом. Впечатляющая одежда лилового цвета и приспособления в виде специального магнетического чана применялась им для усиления воздействия на больных. Власти Вены запретили сеансы Месмера как низконравственные и выгнали его из города. Изгнанника приютил прогрессивный Париж, но местная академия, испугавшись конкуренции, предала удачного врача анафеме.


Очень часто гипноз применяли авантюристы, мошенники факиры, и именно они окутывали технику общения между людьми покрывалом изо лжи домыслов мистики создавая клановый культ посвящённых. Но многочисленные формы веры, в основе которых находятся внушение и самовнушение в трансовом состоянии имеют одну общую черту, они указывают нормы поведения, которые приведут человека, какой то конечной цели. А главная тайна всех посвящений это что храм бога это не церковь не обряд, не ритуал не любое другое средство. Храм бога в виде божественной ауры находится внутри и снаружи человеческого тела и чтобы познать бога надо познать Собственную божественную природу надо познать самого себя, и только этот путь истинный и нет необходимости в других путях, других ложных храмах.


В России интерес к модному в Европе магнетизму вызвали вступления умершего в 1795 году сицилийца Иосифа Бальзамо, более известного под псевдонимом граф Калиостро. На гипноз обратили внимание вельможи, ученые и писатели.


В 1819 португальский аббат Фариа (послуживший прототипом заключенного монаха изображенного Александра Дюма в романе "Граф Монте-Кристо") после обучения у индийских факиров демонстрировал, что достаточно несколько слов, чтобы вызвать у восприимчивых людей состояние сна. Он садился напротив лиц, над которыми производил опыт и пристально смотрел на них несколько минут, после чего повелевал "Усните!". Из двадцати человек 2 или 3 откидывались назад и засыпали. Фариа высказал мысль, что дело не в магнетических флюидах, а только в силе воображения лиц, над которыми производился опыт и в концентрирующей эту силу воображения воле гипнотизера. Открытие и откровения по проблеме гипноза пошли одна за другим.


Ученик Месмера маркиз Шастене де Пюисегюр в 1884 году открыл, что путем магнетических пассов можно вызвать состояние похоже на лунатизм, который он назвал сомнамбулизмом. Несколько лет спустя Патетен из Лиона описал сведение членов, ставшее известным под названием каталепсия, когда одинаково напряжены сгибающие и разгибающие мышцы тела состояние "восковой гибкости".


В Англии в городе Манчестер местный хирург Джеймс Брейд в 1841 году не только создал слово «гипноз», но и разделил его на стадии от лёгкой сонливости, до глубокого забытья, указав, что в основе гипноза лежит не магнетический флюид, а утомление чувств от одностороннего раздражения и концентрации внимания на одном единственном представлении. Брэйд нашел применение гипнозу для анестезии при небольших хирургических операциях. Также, он установил, что в трансе измененное состояние мозга, возникает из - за изменения состава крови при расстройстве ритма дыхания и сердцебиения; выявил, что в гипнозе резко меняется чувствительность пациента его способность к сопереживанию, а воображение пациента приобретает новое качество следствием которого является способность воспринимать и усваивать внушение врача как актуальную действительность.


Куэ впервые четко показал роль многократно произнесенного слова в трансе на здоровье человека.
Бернгейм впервые установил, что вызываемые с помощью внушения параличи или анестезия (потеря чувствительности) не приводят к анатомическим или физиологическим нарушениям.


Парижский невропатолог Жак Мартен Шарко констатировал, что психические и органические параличи дают разную клиническую картину. Имевший большую группу последователей и свою школу врач Амвросий Август Леьбо из города Нанси считал что гипноз и сон явления одного и того же порядка, гипноз только особый вид сна, вызванный внушением. Мнение Жака Шарко тоже имевшего свою школу что гипноз не особый вид сна а искусственная нервная болезнь вызываемая у людей истерического склада специальной шоковой психотехникой (такой как крик удар гонга или выстрел) не нашло широкой поддержки и в споре Париж - Нанси победила нансийская школа.


Бене установил что опыты, в которых пациент вспоминает, когда то происходившие с ним события и восстанавливает присущие событию образы, ощущения и переживания (опыт по возрастной регрессии) делают их последствия более податливыми к лечебному воздействию.


Фере в своих опытах показал что для того чтобы в гипнозе мог вспомнить травматирующую ситуацию его надо предупредить что после пробуждения он сможет вспомнить все что говорил врачу.


Тард установил, что прошлая психическая жизнь человека, накладывает серьезный отпечаток на его последующую психику, постоянно в ней присутствует в закамуфлированном подсознательно в виде.


И наконец, Зигмунд Фрейд применил метод психоанализа метод осознания вытесненных воспоминаний. Фрейд открыто показал зависимость сновидений от вытеснения воспоминаний, зачастую имеющих эротическую основу которые уходит корнями к самому раннему детству как много эмоций и ощущений в жизни связано с половой функцией и соответствующими ей символами. Прародителем так полюбившегося многим в настоящее время метода НЛП (нейро - лингвистического программирования) все - таки является не Милтон Эриксон которому из за его инвалидности и дальтонизма применение других методик было просто физически трудно, а Иисус Христос который судя по достигшим до нас источникам, первым применил внушение словом через истории притчи на аудиторию слушателей изменения их веры и мотивов поведения то есть суггестивные методы воздействия, внушение ввода в транс без сноподобного состояния.


Прародителями современных кашпировских и чумаков были датский гипнотизер Ганзен и немецкий Краузе, которые в 1880 г. устроили первые массовые публичные сеансы вызвавшие сенсацию в среде обывателей. Но проблема стадного оздоровления человечества так и не решена впрочем, как и использование психотехник через псиоружие в военных целях.